Тема. Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица»
Цель: раскрыть содержание и главную мысль сказки; зацика выть творческим наследием братьев Гримм; удо сконалюваты навыки выразительного, вдумчивого чтения, перевода фольклорных произведений; раз Виват устную речь школьников; воспитывать трудолюбие и доброту, чувство уважения к культуре других народов.
Оборудование: портреты братьев Гримм, сборники их произведений, илю страции к ним.
Теория литературы: народная сказка, конфликт, герои-персонажи.
ход урока
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- В народе всегда верили, что трудолюбивый и добрый человек, хотя иногда и страдает, но все равно получает вознаграждение за свою пра ведне жизни и становится счастливой. Поэтому об этом у разных народов сложено множество сказочных историй. Есть такая сказка и в сборнике братьев Гримм, назы вает «Госпожа Метелица». Из-за скучала героиня, почему совете ла, почему не осталась жить в хорошей хозяйки, мы узнаем, познакомившись с этим произведением. И каждый должен понять, почему, тающего эту сказку, мы, современные люди, болеем за героиню, засму слышимся или чувствуем облегчение, когда история заканчивается к шо для доброго человека, а зла и капризная справедливо наказан.
- Объявление темы и цели урока
- Актуализация опорных знаний
- Рассказ учащихся об известных собирателей фольклора
- Перевод самостоятельно прочитанных сказок братьев Гримм
- Определение в сказках главного конфликта, реального и фантастического
- Восприятие и усвоение нового материала
- Выразительное чтение сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» с комментариями учителя и объяснением незнакомых и малознакомых слов и выражений.
- Падчерица - неродной дочь для одного из супругов;
- противна - некрасивая;
- золушка - и, что выполняет самую грязную работу по дому;
- починок - намотаны на палочку нити;
- мачеха - неродная мать, жена отца;
- ругать на чем - очень громко и оскорбительно;
- сознание - потеряла сознание;
- отлегло от сердца - успокоилась;
- топленое - тушеное, приготовленное на слабом огне;
- не хватает - не хватает;
- ворота - ворота с надстройкой;
- сруб - часть колодца, выступающая над землей;
- терн - колючий кустарник;
- загадывать работу - давать задания что-то сделать;
- думая - думая.
- Обмен впечатлениями о прочитанном
- Что больше всего в сказке понравилось? Почему?
- Задание на любознательность
Поставьте (опираясь на содержание сказки) учителю вопросы, на которые вы хотели услышать ответ?
Представьте, что вы можете пообщаться с героями сказки. Что бы вы в них спросили?
- поисковое задание
Совместите определения с лицами и предметами, которые они ха Териза:
хорошая, работящая, мерзкая, ленивая, замечательная, разнообразные, небольшая, старая, ласковые слова, баба, падчерица, лука, дочь, цветы, избушка.
- творческое задание
На основе текста и с помощью собственного воображения описать одного из героев сказки.
Попытаться представить и описать мнения двух дочерей, которым приходилось работать в Госпожа Метелицы.
Научиться выразительно читать сказку «Госпожа Метелица», выполнять ее в ролях; сделать иллюстрации.
Тема. Братья Гримм. «Госпожа Метелица». Прославление любви к труду и других человеческих качеств
Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки; развивать навыки пение отнесения сказочных событий с реальными; умение анализировать образы героев по их поступкам и моральными качествами; воспитывать трудов и витисть, честность и другие нравственные качества, составляют общечеловеческие ценности.
Оборудование: портреты братьев Гримм, сборники их сказок, иллюстрации к ним; сигнальные кружочки с со браженням эмоций.
Теория литературы: конфликт, народная сказка, образ-персонаж, план произведения.
Ход урока
- Издавна люди понимали, что неутомимый труд - это ис Рёло их благосостояния, самой жизни. Поэтому с детства приучали детей к труду. Сначала с помощью сказок, игр, а затем и поручая выполнять различные несложные хозяйственные дела. Примером такой учебной сказки является «Госпожа Метелица», с которой вы познакомились. Поскольку мы изучаем художественное произведение, то на сегодняшнем уроке попробуем определить своеобразие его конфликта, охарактеризу ваты образы героев и дать ответы на вопрос, почему для дочери и падчерицы одна и та же приключение закончилось совсем по-разному.
Дети по очереди ставят по 4-5 вопросов друг другу по содержанию сказки и отвечают.
- Выполнение в ролях любимых эпизодов из сказки «Госпожа Метелица» с обоснованием выбора
1. Интерактивное упражнение «Выражения свои эмоции»
Согласно содержанию высказывания учителя ученики поднимают сигнальные кружочки с изображением различных эмоциональных состояний или воспроизводят их мимикой.
радость, удовольствие сумм, беспокойство, равнодушие
- Падчерица порезала нитью пальцы в кровь.
- Мачеха начала ругать падчерицу.
- Девочка упала в колодец и оказалась на прекрасной лугу.
- Девочка помогла печи и вытащила хлеб, чтобы не сгорел.
- Девочка хорошо выбивала подушки, на свете шел снег.
- На падчерицу за ее неутомимый труд и доброту полился золотой дождь.
- Ледащиця сидела у колодца и пряла.
- Дочь уже на второй день начала лениться, не работала как следует у женщины Метелицы.
- Смола так пристала к Ледащицу, что та не отмылась, сколько и жила на свете.
- слово учителя
- Чтобы запомнить художественное произведение, уметь его пересказывать, выделять главное, надо хорошо научиться составлять план. Для этого следует разделить сказку на смысловые части (нередко соответствует ют абзаца) и дать им заголовки. В плане желательно не употреблять по ряд одинаковые слова, пункты плана не должны совпадать с заголовком произведения. Предложение должны быть небольшими, но содержательными, отра бражаты суть того, о чем говорится в соответствующей части текста. Они будут служить вам опорой при переводе произведения.
- Заполнение таблицы-характеристики героев сказки
(По вариантам, коллективно или в группах)
родная дочь
падчерица
мачеха
противна,
ленивая, завистливая,
грубая,
безразлична, жадная
Хорошая, работящая, бескорыстная,
добрая, честная, вежливая,
милосердная, искренняя, открытая,
любит свой дом, край
зла,
грубая,
несправедлива,
недобрая, завистливая
5. С помощью интерактивного приема «Мозговой штурм» определить своеобразие конфликта сказки «Госпожа Метелица»
ожидаемый ответ
Борьба между добром и злом оказывается в разном отношении ее героев к старшим, труда, материальных (как дочь и мать) и духо в них и нравственных ценностей (как падчерица).
- Мы говорим: «Сказка братьев Гримм" Госпожа Метелица "» и вместе с тем: «" Госпожа Метелица "- народная сказка». Почему так?
ожидаемый ответ
«Госпожа Метелица» действительно составил немецкий народ, но записали и обработали сказку немецкие ученые - братья Гримм.
- Каким образом сказка связана с нашей реальной жизнью? (Каждому нужно работать, быть искренним и доброжелательным, чтобы иметь успех.)
- Определите, какие пословицы можно отнести к характеристике падчерицы, а какие - к вдовы дочери или к обоим героинь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Какая служба, такая и плата.
Кто больше имеет, тот больше хочет.
Кто хорошо работает, поэтому и везет.
Хорошем везде хорошо.
Хочешь быть счастливым, то не будь ленивым.
Кто дремлет, то счастье не имеет.
Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
Кто плохо делает, то все себе вредит.
Подготовить инсценировки-диалоги по сказке «Госпожа Метелица»; научиться характеризовать героев и делать выводы.
Почему?Что бы вы в них спросили?
Почему так?
Каким образом сказка связана с нашей реальной жизнью?